Литературная сеть - Литературная страничка  

 

 

 

- - - * * * - - -

Подписаться на новости:

 

- - - * * * - - -

 

 

Лев Вишня


Конфликт в творческой среде

Конфликт в творческой среде всегда неизбежен. Более того, нет никакого смысла препятствовать конфликту, потому что любое препятствие на пути конфликта будет всего на всего плотиной. Причины конфликта чаще всего заключаются в разных творческих подходах авторов и нежеланием их принимать творческие подходы оппонентов.
Есть несколько толкований культуры, творческого процесса и множество формулировок содержания творческого процесса. В любом случае надо признать, что в любом творчестве зашита определенная идеология, заставляющая авторов примыкать к тому или иному берегу взависимости от их пристрастий и личных интересов. Эта идеология и стравливает авторов друг с другом, навязывая определенную линию поведения на любом виртуальном или ином литературном форуме. Некоторые авторы оппозиционируют определенным литературным течениям и не воспринимают того творческого процесса, который идет в них. Например, в начале века наблюдалось жесткое неприятие футуризма со стороны приверженцев старой литературной школы и соответственно точно такое же дистанцирование со стороны футуристов ко всей классической литературе. Маяковского, когда спросили "как вы относитесь к Пушкину и Лермонтову?" ответил: "никак в виду полного безразличия к творчеству обоих" (К. Чуковский, статья "Маяковский"). И это вполне естественно. Пространство языка, в котором находился Владимир Маяковский и его собственные взгляды на будущее литературы и поэзии, слишком были далеки от той формулировки всего этого, которое давала классическая литературная школа.
Вторая причина непрерывного творческого конфликта заключается в банальной борьбе за место "под солнцем". В желании заполучить себе более высокий статус уже в том пространстве языка в котором обитает автор. Вот я вам скажу одну вещь: у меня очень спокойное, пусть и безразличное отношение к поэтам, которые пишут "нормально". Но как только кто-то заявляет себя как "экспериментатор" в поэзии - меня что называется "бьет током".
В тоже время огромнейшее значение имеет литературная школа, внутри которой тоже есть всегда скрытый конфликт. Но разница тут заключается в том, что приверженцы одной литературной школы, как правило, держаться по отношению к другим с определенным вызовом, декларируемым на любом форуме, вызовом, подкрепленным мнением авторитетов данной школы, авторитетом непререкаемым, для представителей данной школы, но вполне "пререкаемым", для тех, кто в нее не входит. Внутри такой школы идет определенная творческая работа по выработке идей и накопления коллективного опыта… и такая же скрытая конкуренция уже друг с другом за то же самое место под солнцем или "под мышкой" у авторитета данной школы.
В любом случае конфликт неизбежен и более того, абсолютно необходим для любого нормального развития. Конфликт создает движение, спор, а движение дает толчок к выработке новых идей в ходе коллективного диспута представителей разных школ и направлений. Истинный литератор никогда не будет нападать на личность своего неприменимого оппонента, но всегда будет жестко отвечать на его литературные взгляды и убеждения своими литературными взглядами и убеждениями. И это будет тот спор в ходе которого и должна родиться истина (как в споре в самом начале века между Планком и Эйнштейном, или как в споре между Фрейдом и Юнгом или уже как в споре между футуристами и символистами в начале прошлого века). Истинный критик никогда не будет навязывать автору своих собственных взглядов на литературу и творчество, прекрасно осознавая, что подобное невозможно. Чуковский дружил и с Блоком, и с Северянином, и с Белым и с Маяковским. Истинный критик будет всегда находиться в стороне от творческого конфликта (но только если он критик, а не литератор). И какие бы он не исповедовал бы собственные литературные взгляды и насколько бы его взгляды не соответствовали взглядам его оппонентов, он никогда не допустит навязывания им своего представления об искусстве.
Нужны все: и формалисты, и декаденты, и футуристы и классики. Никто не знает где истина и где лежит философский камень. Конфликт необходим. Но лучше всего если конфликт будет происходит в обстановке диспута, а не драки "стенка на стенку". В споре должна родиться истина, спор необходим.
В этом заключается истинный творческий подход.

 

© Лев Вишня

 

Advego.ru - система покупки и продажи контента для сайтов, форумов и блогов

 

 

 

Перейти в раздел:
Статьи

 

 

Рассылка Литературной странички http://litnet.ru

© Mik, 2000-2007 litnet.ru
ISSN 1997-082X

Любое использование представленных материалов без согласия авторов преследуется по Закону. (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая.)

Мнение администрации и редакции Литературной странички - Литературной сети не всегда совпадает с мнением авторов представленных текстов и иных материалов. Администрация и редакция не несут ответственности за содержание представленных материалов, но осуществляют отбор по литературным критериям, а также по критериям не противоречия законам России и нормам международного права. По всем вопросам пишите администратору.

Сайт родился в Интернет 5-ого декабря 2000 года