Виктор Меркушев
О городе, которого нет и о пейзажах вокруг него
Самая счастливая участь – это участь уличного художника, всегда стоящего в тени сырых брандмауэров и въездных арок, на краю площадей и по набережным каналов. Никем и никогда не узнаваемый, он первым замечает, как начинает пробиваться бледная городская трава и как на освобождённых от снега солнечных пригорках появляется апрельский первоцвет. Его слух никогда не пропустит полуденный выстрел пушки с Петропавловки, рваные звоны трамваев и глухой лепет падающей листвы. Это город для него выстраивает свои замысловатые композиции, выкрашивает деревья и цветочные клумбы, списывает планы решетками и переплетениями проводов. Пестрит стаффажем, выбеливает снегом и туманом горизонт, отгораживается заборами, чтобы уличный художник не стал, где попало. У него нет ни имени, ни возраста, и зовут его так же, как и этот дождливый город, чья судьба и есть его подлинная биография.
Серия "Городские пейзажи"
Зинаида Гиппиус писала: «Я люблю то, чего нет». Лучше и не скажешь. Все художники ищут именно «это» и лишь там их страна обветованная. «Снятся людям иногда голубые города, у которых названия нет», – эта известная строчка из стихотворения Льва Куклина могла бы стать творческим девизом любого уличного художника, даже, если единственная его тема – Санкт-Петербург. Ведь стоит лишь слегка расфокусировать взгляд и перед внутренним взором предстанет иной город, метафизический Петербург, пригрезившийся Даниилу Андрееву.
Серия "Городские фантазии"
Существует притча о том, что Бог создал художников для того, чтобы исправлять недостатки, которые Он оставил после шести дней Творения. Город иногда отпускает художника, и он растворяется в безбрежном сопутствующем ландшафте, привнося туда то, что там должно быть по праву.
Серия "Пейзажи"
Почему я присвоил себе право говорить от лица этого безымянного уличного художника, жителя намокших от дождевой влаги городских кварталов? Борис Парамонов в своём эссе, посвященном этой проблеме, пишет, что в Мастерской Бога (не Б.П., прим. автора) лишь обыватель – товар штучный, а люди творчества похожи друг на друга как штампованные детали. И пусть кто-то, прикоснувшись к судьбе безвестного живописца, которой по сути и нет, ощутит своё к ней сочувствие и сопричастность.
(Материал иллюстрирован работами автора)
Виктор Меркушев
- Mik
- Доброжелатель форума
- Сообщения: 159
- Зарегистрирован: 03 фев 2007, 12:52
- Откуда: Msk
- Контактная информация:
Виктор Меркушев
Думаю, всем давно интересно посмотреть на работы нашего товарища по форуму Виктора Меркушева. Он на просьбу показать картины ответил положительно. Ниже - текст и картины Виктора Меркушева.
Литература - наш общий дом! (© litnet.ru)
-
- Почетный писатель форума
- Сообщения: 120
- Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
- Откуда: Санкт-Петербург
Да, собственно, моей заслуги тут и нет никакой, разве что получил хорошее профессиональное образование. Рука-то сама пишет: мне только необходимо холсты подготавливать, следить, чтобы не кончались краски и вовремя выходить на место. А дальше всё само собой и появляется, и я вообще только наблюдаю и радуюсь, что дело идёт так споро. Не помню кто, по-моему Бетховен говорил, что музыку писать очень легко: надо только успевать нажимать на нужные клавиши.
-
- Почетный писатель форума
- Сообщения: 120
- Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
- Откуда: Санкт-Петербург
Ну, конечно, самоирония присутствует в моём ответе, но как же без неё, ибо всё происходит без моего участия, во всяком случае, так мне кажется, главное – не лениться. А я и не ленив! Вот это, действительно, достоинство, вызывающее зависть и уважение окружающих. Говорят, что существуют муки творчества. Для меня это проблема теоретического интереса: как это у других; но без этих сомнений что-то теряется в самоощущении, представляешь себя не вполне творческим человеком. Собственно, мне этого и не нужно. Я насмотрелся на людей творчества, поэтому повторю вслед за Александром Кушнером: «…уж лучше обычные люди». Но раз я зарабатываю свою копейку посредством «дара бесценного, дара случайного», то, наверное, к ним не отношусь, хотя и солидарен с нашим живым классиком. Средневековые суфии считали, что поэтам нашептывает их стихотворные строчки шайтан. Мой личный опыт говорит мне, что это не такая уж и неправда. Как-то всё само собой складывается, само пишется и рисуется. А если пытаешься сделать что-то вопреки «собственной песне», то получается такая гадость, на которую и смотреть противно. Но смотришь, и приходят в голову тяжёлые мысли: а вот это и есть ты истинный: бездарный, беспаспортный и бесталанный. И без помощи Высших Сил – ты просто ничто, сам-то ты вообще ничего не умеешь. Сопротивляешься этим мыслям, но практика – критерий истины, так, по-моему, говорили отцы-основатели.
-
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 05 фев 2008, 00:11
-
- Почетный писатель форума
- Сообщения: 120
- Зарегистрирован: 07 авг 2007, 10:07
- Откуда: Санкт-Петербург
Спасибо, на добром слове! Да, это Петербургская Соборная Мечеть. Находится рядом со станцией метро «Горьковская». Построена перед революцией. В работе над её возведением принимали участие выдающиеся художники и архитекторы, в том числе Ваулин и Васнецов. Считается самой большой европейской Мечетью, способной вместить единовременно более 5000 тысяч верующих. Я несколько раз её писал, с разных точек и в разное время года. Вообще, всё то, что ты делаешь, особенно если это полотно, которое потом где-то будет висеть, надо делать с любовью и радостью. «Надо не писать, а радоваться», – как говорил ученикам Константин Коровин. Часть моего детства прошла в Узбекистане, в 66-ом, куда мой отец был направлен, как врач, в бессрочную командировку. Помню жару, цветущие маки и голубые древние купола на фоне выбеленного зноем неба, ведь, насколько мне известно, они и стали прообразом Петербургской Мечети. Время, конечно, никуда не спрячешь, и влияние «северного модерна» невозможно не заметить, но тем интереснее памятник, в котором сошлись, вопреки Киплингу, Восток и Запад.
-
- Сообщения: 42
- Зарегистрирован: 05 фев 2008, 00:11